Приветствую Вас ГостьЧетверг, 14.12.2017, 09:17

Добро пожаловать, друзья!!!


Статьи и проекты

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование метода проектов в разновозрастных группах малокомплектной сельской школы

Введение

В современной образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Что отражают важнейшие цели Стратегии модернизации образования:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование высокого уровня правовой культуры;
  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Т.о. возникает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику предметов  «Информатика» и «Информационные технологии», перед учителем стоит цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру, а именно:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализуются учителем на всех ступенях образовательного процесса, выстраивающим свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Но реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Одной из таких эффективных технологий является - проектная технология, позволяющая сформировать  важнейшие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

С другой стороны; содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:

  • мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
  • алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;
  • «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем: недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся; низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах); динамичность развития содержания курса информатики.

Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов. Если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

 Но нужно помнить, что:

  • проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.
  • каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения.

«Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Одним из выходов является - совмещение традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Например, проведение в форме проектов уроков-повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

У меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющих практическое значение.

Сущность метода проектов.

Применение технологии проектного обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д., проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

В методе проектов очень важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, проблему, для решения которой учащемуся необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести.

Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате учащиеся должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, как правило, из разных областей и получить реальный практический или теоретический результат.

Суть метода проектов — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Одна из главных целей метода проектов — развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», и его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но всегда предполагается определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов этих действий.

Чаще всего темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.

Реализация метода проектов как исследовательского метода на практике ведет к изменению роли и функции учителя. Проекты базируются на субъект-субъектном взаимоотношении между всеми участниками педагогического процесса. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучении, а сопровождает его. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Остановимся на основных требованиях к использованию метода  проектов:

  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

§  определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

§  выдвижение гипотез их решения;

§  обсуждение методов исследования;

§  обсуждение способов оформление конечных результатов;

§  сбор, систематизация и анализ полученных данных;

§  подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

§  выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для определения типа проекта используются следующие признаки:

1.По доминирующей в проекте деятельности:

§  исследовательские;

§  творческие;

§  ролевые, игровые;

§  ознакомительно-ориентировочные (информационные);

§  практико-ориентированные (прикладные).

2.По предметно-содержательной области:

§  монопроекты — в рамках одной области знаний (литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные и т.д.);

§  межпредметные — на стыке различных предметных областей.

3.По характеру координации проекта:

§  с открытой, явной координацией — непосредственная коорди­нация (жесткая или гибкая);

§  со скрытой координацией — неявная координация, координа­тор имитирует участника проекта (характерно для телекомму­никационных проектов).

4.По характеру контактов:

§  внутренние или региональные (в пределах одной страны);

§  международные (участники проекта являются представителями разных стран).

5.По количеству участников проекта:

§  индивидуальные (личностные);

§  парные;

§  групповые;

§  коллективные;

§  массовые.

6. По продолжительности выполнения:

§  краткосрочные (несколько уроков) — для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы;

§  средней продолжительности (от недели до месяца);

§  долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

 

С чего начать и как реализовать?

1. Этап ориентирования:

·         индивидуальное и коллективное обсуждение. Здесь важно по­казать, что в отличие от традиционного школьного обучения при работе по методу проектов совмещены приобретение но­вого опыта, возможность сделать «продукт» и получение новых знаний; •   создание групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы. От педагогов требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия;

·         анализ личного опыта.

2.Этап разработки проекта:

·         разработка индивидуальных задач;

·         анализ личного опыта учащегося;

·         разработка коллективных задач;

·         определение целей;

·         определение ресурсов.

3.Этап реализации проекта:

·         обсуждение и выбор методов исследования и поиска информа­ции;

·         самостоятельная работа учащихся над задачами;

·         промежуточные обсуждения достигнутых результатов;

·         оформление проекта.

4.Этап презентации результатов проекта:

·         подготовка презентации;

·         зашита проекта.

5.Этап оценивания проекта:

·         значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;

·         корректность используемых методов исследования и получаемых результатов;

·         активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

·         коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

·         характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

·         необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

·         привлечение знаний из других областей;

·         доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

·         эстетика оформления результатов проведенного проекта;

·         умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. как-то оформлены (доклад, компьютерная газета, видеофильм, альбом и т. д.).

Оценивание проекта.

При работе по методу проектов большое внимание необходимо уделять организации оценки выполненных учащимися проектов, мониторингу их эффективности и своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы (содержания) проекта, а также условий его проведения. Если это исследовательский проект, то он включает в себя этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом.

Внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные независимые внешние эксперты (например, учителя или ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, в случае необходимости оказывая учащимся помощь.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Использование метода проектов для разновозрастных групп в малокомплектной школе.

Далее приводятся примеры проектов, которые мы выполняем с учащимися 7-9-х классов на уроках информатики. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы базового курса:

Выводы:

Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Литература

  1. Бойкова Л.В. Центр дистанционного образования / Интернет-журнал "Эйдос"/«Уроки информатики с элементами метода проектов». //www.eidos.ru.
  1. Пахомова Н.Ю./ Информационные технологии в образовании/«МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ». //www.ito.su.
  1. Жаховская И.С./«Метод проектов на уроках информатики в начальной школе». //festival.1september.ru/articles/505205/
  1. Информатика и информационные технологии. Проектная технология на уроках информатики. //www.rusedu.info.
  1. ИНФОРМАТИКА //informatka.ru.
  1. Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.//www.klyaksa.net.
  1. МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ // www.metod-kopilka.ru.
Категория: Мои статьи | Добавил: xxx (06.09.2011)
Просмотров: 4752 | Теги: метод проектов, деятельностный подход, информатика | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Облако тегов
Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [5]
Мои проекты [6]
Туризм [4]
Походы, сплавы, экспедиции
топ-комент
xxx
Новостей: 29
Комментариев: 61
Репутация: 51
Ранг:
Sakura
Новостей: 0
Комментариев: 44
Репутация: 35
Ранг:
Tzunade
Новостей: 0
Комментариев: 30
Репутация: 45
Ранг:
nid
Новостей: 0
Комментариев: 19
Репутация: 43
Ранг:
Горыныч
Новостей: 0
Комментариев: 18
Репутация: 25
Ранг:
ПОГОДА
GISMETEO: Погода по г.Гусь-Хрустальный
Кнопка сайта
Игнатов М.С.
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
новое на форуме
Тема: Поговорим ни о чем ...
Ответил: xxx
Когда: 12.10.2015
Тема: Форум - проект "Учение - свет, а неучение - тьма"
Ответил: lps07
Когда: 25.05.2015
Тема: ошибки в программах
Ответил: xxx
Когда: 26.11.2013
Тема: Форум - проект "Сохраним родную природу"
Ответил: xxx
Когда: 14.10.2013
популярное

Просмотров: 38865
Комментов: 0
Рейтинг: 3.9

Просмотров: 14611
Комментов: 9
Рейтинг: 5.0

Просмотров: 6511
Комментов: 0
Рейтинг: 5.0